American football |
Новости20 января 2011
Американский футбол самый лучший спорт в мире! |
ПравилаЦель игры — набрать больше очков, чем команда соперника, за отведённое время. Поле и игрокиИгра ведётся на прямоугольном поле 120 ярдов (110 метров) длиной и 53 1/3 ярдов (49 метров) шириной. У каждого конца поля, на расстоянии 100 ярдов друг от друга проведены линии цели (goal lines). 10-ярдовая очковая зона (end zone) находится между линией цели и границей поля. Поперёк поля через каждые 5 ярдов нанесены линии. Они пронумерованы от 10-ти до 50-ти, от границ очковых зон к середине, обозначая таким образом количество ярдов, которые осталось пройти нападающей команде, для того чтобы заработать тачдаун. На каждом конце поля на границе поля стоят ворота в виде двух высоких штанг с перекладиной между ними. Голы забиваются над перекладиной между штангами. Каждая команда может выпускать на поле 11 игроков одновременно. Команды могут заменять всех или некоторых игроков между игровыми моментами. Обычно игроки специализируются на игре только в атаке, обороне или специальных командах (в моменты, когда мяч выбивают ногами). Каждую игру почти все 53 игрока команды НФЛ могут принимать участие в игре в той или иной роли. ВоротаРазмеры ворот в американском футболе практически идентичны размерам ворот в регби. Высота перекладины — 10 футов (3 метра), расстояние между стойками — 18,6 фута (5,7 метра). На стадионах, используемых исключительно для американского футбола, ворота зачастую установлены на единственной центральной опоре. Продолжительность игрыИгра продолжается 4 периода по 15 минут каждый с перерывом после второго периода. Каждый такой период называется «четвертью». Время останавливается, когда мяч (или игрок с мячом) покинул поле, пас вперед не был пойман, мяч перешёл к другой команде, были заработаны очки и в некоторых других случаях. Поэтому матч обычно продолжается около трех часов. В случае равного счета в НФЛ назначается 15 минут дополнительного времени (овертайм). В этом случае команда, первая заработавшая очки, объявляется победителем. В играх регулярного чемпионата в случае равного счета по истечении 15 минут объявляется ничья, в играх плей-офф назначаются дополнительные овертаймы до определения победителя. Продвижение мячаИгра состоит из игровых моментов. В начале каждого момента мяч кладётся туда (на ту же линию), где закончился предыдущий игровой момент. Команда, владеющая мячом, получает 4 попытки продвинуть мяч на 10 ярдов вперёд в сторону очковой зоны соперника. Каждая такая попытка называется дауном (англ. down). Если атакующая команда продвигается на 10 ярдов, она опять получает 4 попытки пройти следующие 10 ярдов. Если нападение не может пройти 10 ярдов за 4 попытки, мяч передаётся команде соперника, причём на той же самой линии, на которой и проходила 4ая попытка. Во время трансляции матча показывают игровые формулы — 1st & 10, что значит, что сейчас произойдёт 1ая попытка и надо пройти 10 ярдов до следующих попыток. Расстояние, на которое необходимо перенести мяч, измеряется с помощью двух маркеров, соединённых цепью в 10 ярдов. Судьи устанавливают маркеры на боковой линии поля. Каждый раз, когда команда нападения пронесла мяч за конечный маркер, начальный маркер переносится на линию, на которой находится мяч, а розыгрыш начинается с первой попытки. За исключением начала игры и второй половины, а также розыгрышей после заработанных очков, мяч подаётся в игру броском назад между ног, называемым снепом (snap). В начале игрового момента обе команды выстраиваются напротив друг друга вдоль линии на которой лежит мяч. Центральный игрок отдаёт мяч назад между ног игроку своей команды — квотербеку (как правило, главный игрок команды, лидер нападения). Игроки могут продвигать мяч двумя способами:
Игровой момент заканчивается, когда происходит одно из следующих событий:
ОчкиКоманда зарабатывает очки следующими способами:
После того как одна из команд заработала очки, она обязана выбить мяч в поле с 30-ярдовой отметки (35 ярдов в студенческом футболе). Исключение составляет сейфти, при котором команда, допустившая сейфти, возвращает мяч команде, заработавшей два очка, выбивая его со своей 20-ярдовой линии. Причем мяч выбивается с рук, а не с земли, что называется свободным ударом (англ. free kick). Удары ногами по мячуКаждая половина игры начинается с момента, когда одна из команд выбивает мяч ногой в сторону очковой зоны соперника с 30-ярдовой отметки (с 35-ти ярдов в студенческом футболе) — «кикофа» (англ. kick off). Выбивание мяча назначается также, когда одна из команд заработала очки. В случае кикофа мяч устанавливается в специальную подставку, удерживающую мяч в вертикальном положении, киккер (англ. kicker) разбегается и наносит по мячу удар. Нападающая команда, не сумевшая пройти за 3 попытки 10 ярдов, обычно делает пант ( англ. punt) — выбивает мяч ногой с руки в сторону соперника во время четвёртой попытки, стараясь заставить команду соперника начать атаку как можно дальше от очковой зоны. В случае панта лонг-снэпер (англ. long snapper) команды, выполняющей удар, отбрасывает мяч назад. Его должен поймать пантер (англ. punter) и с рук выбить мяч в поле. В обоих случаях выбивающие мяч игроки преследуют две цели: выбить мяч как можно дальше и сделать это так, чтобы мяч находился в полете как можно дольше. Поскольку цель этого игрового эпизода определить положение, с какого команда принимающая мяч начнет свое продвижение к очковой зоне противника, то команда принимающая мяч, поймав его старается вернуть его как можно ближе к очковой зоне выбивающей команды. В то же время выбивающая команда пытается остановить противника как можно дальше от своей очковой зоны. Поэтому длительное время полета мяча позволяет игрокам выбивающей команды добежать как можно ближе к противнику. Если выбитый мяч вылетает за очковую линию и там остается, то это называется тачбэк (англ. touchback). В этом случае принимающая команда начинает движение к очковой зоне противника с 20-ти ярдовой линии в своей зоне. Попытка забить филд гол (англ. field goal) — это третий эпизод, когда по мячу наносится удар ногой. В этом случае лонг-снэпер отбрасывает мяч назад, и его ловит холдер (англ. holder). Задача холдера — поставить мяч вертикально на землю, придерживая его сверху рукой, так, чтобы киккеру было удобно нанести удар по воротам. Если киккер попал в цель, его команда получает либо 3 очка, либо 1 очко (если филд гол был забит как дополнительное очко после тачдауна). В случае промаха, команда, против которой выполнялся удар, начинает продвижение к очковой зоне соперника с места неудавшегося удара. Именно этот факт определяет выбор наступающей команды между пантом и попыткой филд гола. Киккеры редко рискуют пробивать филд голы с расстояния, превышающего 45-50 ярдов. НарушенияРазличные нарушения наказываются перемещением мяча в одну или другую сторону на определённое число ярдов; розыгрыш обычно переигрывается с той же попытки. При этом нападающая команда может получить новую серию из 4-х попыток либо автоматически, либо потому, что наказание передвинуло мяч на 10 ярдов или больше. Если наказание перенесло бы мяч в очковую зону, такое наказание заменяется на наказание, составляющее половину расстояния до очковой зоны. Судья подает сигнал о нарушении выбрасыванием на поле жёлтого флага. Пострадавшая команда может принять или отклонить наказание. Обычно наказание отклоняется, если в результате наказания провинившаяся команда получит преимущество (например, команда нападения заработала тачдаун, но при этом во время розыгрыша был зарегистрирован оффсайд). Наиболее часто встречающиеся нарушения:
Роли игроковНападающая командаНападающей командой называется команда, владеющая мячом и начинающая розыгрыш. Нападающая команда состоит из квотербека (англ. quarterback), лайнменов (англ. linemen), беков (англ. backs) и ресиверов (англ. receivers).
Нападающая команда старается использовать свои сильные стороны для продвижения мяча вперёд. Команда с сильными беками может предпочитать передвигать мяч по земле. Команда с сильными ресиверами и квотербеком будет много пасовать. Обычно, нападающая команда старается менять типы розыгрышей, чтобы не дать команде противника предугадать тип розыгрыша и подготовиться к нему. В зависимости от ситуации, нападающая команда использует различные начальные расстановки. Некоторые начальные расстановки больше подходят для бегущей игры, некоторые — для игры в пас. Команда может выпускать больше ресиверов на поле, если требуется продвинуть мяч на большое расстояние любой ценой, или больше «тяжёлых» лайнменов, если требуется продвинуть мяч на небольшое расстояние, например, чтобы заработать тачдаун рядом с очковой зоной. Основные правила при игре в нападении:
Защищающаяся командаЗащищающаяся команда — команда, которая в начале розыгрыша не владеет мячом. В отличие от нападающей команды, защищающаяся команда не ограничена правилами в расстановке игроков на поле. Единственное ограничение — все игроки должны находиться на своей стороне от линии, на которой стоит мяч до начале розыгрыша (линии нападения). Однако, большинство команд включают в себя линию защиты, состоящую из защитных таклов и эндов, лайнбекеров, стоящих позади, и защитных беков — корнербеков и сейфти.
Защищающаяся команда, стараясь предугадать развитие атаки, выбирает наиболее подходящую схему защиты. Схемы обычно содержат в себе следующие элементы:
Основные правила при игре в защите:
Специальные командыСпециальными командами называют игроков, выходящих на поле, когда мяч выбивается ногами — во время начального розыгрыша, во время четвёртой попытки, когда нападающая команда выбивает мяч, во время попыток забить гол или заработать дополнительное очко после тачдауна. Большинство игроков специальных команд — запасные игроки для других позиций атаки или обороны. Особые игроки, играющие в специальных командах:
В случае специальных розыгрышей бьющие игроки (кикер с холдером или пантер) располагаются на значительном расстоянии от линии нападения, чтобы не дать возможности игрокам защиты заблокировать удар. Далекий снеппер при этом отбрасывает мяч сильным броском между ног. Основные правила при начальном розыгрыше:
Основные типы начального розыгрыша:
Основные правила при ударе мяча с рук — панте:
Основные стратегииНа первый взгляд может показаться, что американский футбол — игра, всецело зависящая от физических параметров игроков. На самом деле стратегия в футболе играет первостепенную роль. Тренеры команды должны представлять себе сильные и слабые стороны своей команды и уметь оценивать влияние внешних факторов, например, погоды, места игры, состояния поля. На основе этих данных тренеры планируют стратегию игры, и задачей игроков становится неукоснительное и целеустремленное выполнение стратегии. Каждый игрок, вне зависимости от позиции на поле, должен знать стратегию своей команды и уметь отвечать на стратегию команды противника. Стратегия игры в нападенииПланируя стратегию нападения, тренеры пытаются максимизировать сильные стороны своей нападающей команды и использовать слабые стороны команды противника, учитывая при этом множество других факторов. В основном, розыгрыши, в которых мяч несётся руками, считаются более надежными, а розыгрыши, в которых мяч пасуется, считаются более рискованными, так как возможность перехвата мяча игроками защиты увеличивается. С другой стороны, успешный пас, как правило, продвигает мяч на большее расстояние, чем бег с мячом. Нападающая команда старается найти баланс между двумя видами атаки, чтобы не дать защищающейся команде подавить атаку, успешно защитившись против одной из схем. Зачастую нападающая команда имитирует бегущий розыгрыш, при этом пасуя, или, напротив, имитирует пас и старается пронести мяч по земле. По ходу игры нападающая команда старается менять тип розыгрышей, чтобы получить преимущество. Традиционная стратегия — стараться бежать с мячом больше в начале игры, чтобы измотать оборону и, настроив её на игру на земле, открыть возможность для дальнего паса. Более современная стратегия — Нападение Западного побережья (West Coast offense) (названная так из-за того, что одними из первых её использовали команды западного побережья США), требует много коротких пасов в начале игры, с целью растянуть оборону и открыть пространство для игры на земле. Некоторые команды традиционно опираются на сильный бег с мячом, имея одного или нескольких тейлбеков, способных к значительным прорывам. Некоторые опираются на сильных квотербеков и ресиверов, полагаясь в основном на игру в пас. Погодные условия, такие как дождь, ветер, холодная погода, могут значительно ослабить игру в пас и заставить нападающую команду отдавать преимущество бегу с мячом. Чтобы выполнять розыгрыши именно так, как их задумал тренер команды, все розыгрыши записываются в специальную командную «Книгу розыгрышей». Игроки заучивают все розыгрыши наизусть и используют только их кодовые названия или номера. Стратегия игры в защитеПри игре в защите команда старается определить стратегию противника и выстроить наиболее успешную защиту. Защита может играть более консервативно, откатываясь назад, атакуя квотербека только игроками на линии и стараясь перехватить или отбить пас, или более агрессивно, атакуя квотербека большим количеством игроков и «оголяя» тылы. Как и игроки нападения, игроки защиты могут имитировать одну схему, заставляя квотербека менять атаку, а играть другую. Защита старается выбрать схему защиты (зонную, индивидуальную, или блиц), чтобы наиболее эффективно противостоять нападению. Также, защита активно варьирует тип игроков, находящихся на поле, в зависимости от ситуации в игре, выпуская, например, больше защитных беков, когда нападение выпускает больше ресиверов. ПопулярностьАмериканский футбол — самый популярный вид спорта в США, собирающий у экранов телевизоров миллионы зрителей. Один из опросов показал, что американский футбол является любимым видом спорта среди жителей США с 1972 года, когда он впервые обошёл по этому показателю бейсбол. Телевизионные рейтинги матчей Национальной футбольной лиги выше, чем у остальных спортивных лиг Северной-Америки. В день Супер Боула — решающего матча сезона в НФЛ — игру в общей сложности смотрят около 100 миллионов человек в США. Непрофессиональный студенческий футбол также очень популярен в США. Четыре университетских стадиона в США вмещают более 100 тысяч зрителей, и часто они полностью заполнены. Даже игры между старшеклассниками зачастую собирают более 10 тысяч зрителей. В России NFL и американский футбол в целом пока не так популярны, как другие ведущие лиги Америки (NHL, NBA) Отличия правил канадского футболаКанадский футбол, в который играют, например, в Канадской футбольной лиге, следует правилам и тактике, похожим на правила и тактику американского футбола, но некоторые тонкие различия существенно изменяют стратегию игры. Например:
|
|
© american-football
|